К основному контенту

Republic. Явление чудотворца: президент, вирус и средний класс


Явление чудотворца: президент, вирус и средний класс

Мы входим в совершенно новую политическую эпоху. У страны нет будущего (теперь это официально), есть одно только настоящее. У настоящего есть фамилия и должность. И – нет необходимости хоть как-то беспокоиться, меняться, реагировать на реальные проблемы, замечать запросы подданных.
Владимир Путин во время интервью информационному агентству ТАСС. Фото: kremlin.ru
Владимир Путин во время интервью информационному агентству ТАСС. Фото: kremlin.ru
Все отменяют или переносят. «Евровидение» закрыли – жаль, пока не навсегда. Музеи, театры, концертные залы. Спортивным соревнованиям тоже достается. Футбольного Чемпионата Европы в этом году не будет. Токийская Олимпиада под вопросом.
Видел вчера реплику некоего японского эксперта – а закладки не сделал, ссылку потерял, так что верьте на слово: «Если страны не пришлют спортсменов, то смысла в Олимпиаде не будет», – сказал эксперт. В общем, не только у нас эксперты – люди глубокомысленные и проницательные. Это общая беда, похоже.
Зато в российском информационном поле – любопытное состязание. Коронавирус сражается с поправками в Конституцию за внимание публики. По ощущениям, коронавирус побеждает, но поправки пока не сдаются.
Вышел из дому в Москву. Сугубо по делам, конечно, – встретиться с коллегой, «обкашлять вопросики», как раньше шутили, а теперь не пошутят, потому что за такую шутку могут и линчевать. Не то, чтобы я подслушивал, но слышал все же обрывки чужих бесед. Все практически – про эпидемию, перспективы комендантского часа, пустые полки магазинов, прочие ужасы.
Кстати, перспективы туманные, а полки не пустые. Во всяком случае, пока. Без нужды не паникуйте.
И только совсем уже на подходе к заведению, где ждал меня коллега, наткнулся на двух молодых людей, беседовавших не про вирус. «Погонят, значит, дедов на убой», – сказал один. «Деды голосовали!» – опасно пошутил другой.
Голосование за поправки – событие, в котором объединяются две главные темы последних времен. Приходилось уже говорить – власти, Кремлю, Путину (как хотите называйте это мрачное серое облако, из которого падают на нас беды) принципиально важна массовость шоу. Им нужна поистине всенародная поддержка, то есть круговая порука. Они не пустяками заняты, они будущее для страны ломают, и свою причастность к этому должно ощутить подавляющее большинство россиян.
Чтобы потом не власти, а себе задавать вопросы о том, почему все так. «Вы же за это голосовали, вы и расхлебывайте». «Но мы – за теплые обеды в школах вроде же…» «Нет, не за обеды».
И вот что с ним делать, с этим голосованием? К осмысленности и законности мероприятия и без того много вопросов. Превращать в надомное или электронное – все равно, что официально объявить голосование фарсом. А проводить по старинке – все равно, что человеческое жертвоприношение устроить. Особенно – с учетом возраста самых ответственных и верных сторонников вечного президента. Совсем, увы, не вечных, хрупких сторонников…
В заведении посетителей меньше, чем персонала. Посетителей, собственно, всего двое. Мы с коллегой. Сотрудники жмутся у барной стойки. Беседуют. Не про вирус и даже не про Конституцию.
- Понимаешь, – говорит мужчина с бегающими глазами, управляющий, видимо, красавице-официантке, – ну, придется. Мы же команда. Ты должна понимать. Тебе же еще и лучше будет.
У нее – юбочка в клетку, на глазах нарисованные стрелки, в глазах не нарисованные слезы. Увольняют ее, похоже. Пытается что-то там оптимизировать управляющий, опрометчиво жертвуя лучшим, что в его заведении имеется. То есть это – тоже про вирус. Вирус, к сожалению, по штабам пока не бьет, а вот по барам – бьет прицельно.

Волшебное заклинание

Хотя нет, штабам тоже все-таки достается. Совсем на фоне эпидемии и бед с рублем потерялся эпохальный проект ТАСС – «20 вопросов Владимиру Путину». Новые серии, меж тем, выкладывают ежедневно, а привлечь внимание к ним если и удается, то только за счет совсем уж отчаянных гэгов в исполнении главы государства.
Так, например, случилось, когда ⁠Путин объявил, ⁠что средний класс ⁠– это люди, у которых есть полтора МРОТ. 17 тысяч рублей. ⁠И, соответственно, в России таких – свыше ⁠70%. Все мы тут ⁠– довольно средний класс. Исключая, конечно, олигархов с доходом тысяч в тридцать.
Наверняка ведь и такие богачи бывают. Должны где-то быть.
Много шуток родилось из этого экономического открытия, лучше прочих, на мой вкус, выступил пермский поэт Иван Козлов: «Владимир Путин отметил, что, по его мнению, средний класс в стране начинается со “Шнырей” и “Мужиков”. Таких в России более 70%, отметил глава государства». Идеальное попадание в лексику национального лидера. А впрочем, чему удивляться, Пермь – край тюремный.
Но тут ведь есть и вполне серьезный момент. Вообще-то, разговоры о необходимости наращивать количество представителей среднего класса – одна из главных тем для либеральных лоялистов в нулевые. Советники администрации президента, интеллектуалы из экономических журналов, консервативные публицисты, бывшие (ну, по крайней мере, казавшиеся) тогда людьми вполне вменяемыми, – нам и друг другу объясняли, как это важно: сформировать в стране класс ответственных и обеспеченных людей, способных противостоять угрозе любых потрясений. Доклады сочиняли, речи говорили.
Лилось шампанское рекой на презентациях докладов… Ах, времена были, даже масок никто не носил.
В эпоху войн, побед, одолений и аннексий без контрибуций это все подзабылось, конечно, но вообще-то рассуждения о значимости среднего класса для обеспечения стабильности в стране и были главным интеллектуальным фоном эпохи зарождения путинской стабильности.
Казалось, ничего со средним классом не вышло – не вырос этот самый класс ответственных и обеспеченных. А которые все-таки выросли из дорогой нефти – те подвели, пошли гундеть на Болотную, и вместо того, чтобы способствовать обеспечению стабильности, всячески мешали вождю стабильность обеспечивать. И до сих пор пытаются мешать.
Но это только казалось, потому что вождь взял и совершил чудо. Парой слов превратил в средний класс большую часть населения страны. Средний класс – это те, кто иногда ест, а вовсе не те, о ком либеральные лоялисты рассказывали нам на пышных презентациях своих докладов. Они-то, помню, дураки, старались, определения придумывали – «тот, кто может позволить себе отпуск за рубежом хотя бы раз в год», «люди с доходом в тысячу у.е. на семью из трех человек», еще что-то в том же духе… А ларчик просто открывался.
Все у нас (у него!) получилось, шах и мат, скептики.
В среду, кстати, удивительное чудо произошло и в русской «Википедии». Там к статье «Средний класс» приложена таблица – количество представителей среднего класса в различных странах. На первом месте – Австралия, 66,1%. Россия с четырьмя процентами среднеклассного населения – на сорок третьем. Так вот, в среду какие-то патриотически настроенные люди услышали слово лидера. Россия с 70% вышла на первое место.
Но и на сорок третьем с четырьмя процентами тоже осталась. И это нам даже не столько про Россию что-то новое рассказывает, сколько про путинских патриотов.
Сейчас, впрочем, снова взяли верх наймиты Пентагона, Россию понизили. Ну, ничего, эта война тоже только еще начинается.

Король-чудотворец

Почему эта история вообще важна? Потому что мы входим в совершенно новую политическую эпоху. У страны нет будущего (теперь это официально), есть одно только настоящее. У настоящего есть фамилия и должность. И – нет необходимости хоть как-то беспокоиться, меняться, реагировать на реальные проблемы, замечать запросы подданных.
Не важно даже, пойдет ли на самом деле Путин на выборы-2024, и будет ли действительно править до 2036-го. Вирус в голос смеется над любителями долгосрочных прогнозов. Важно, что Путин имеет такую возможность, что он сам верит, что так все и будет.
И мы все, кстати, верим, хотя я не уверен, что это важно.
Он искренне убежден в том, что у него – миссия, что он призван (тем, наверное, неведомым богом, которого вписали в Конституцию), чтобы править нами. И на это – вечность впереди. Или шестнадцать лет, это малозначительные детали.
Как тут не вспомнить великую книгу Марка Блока «Короли-чудотворцы», с которой началась «школа анналов». Блок на примерах из французского средневековья доказывал, что вера в сверхъестественные способности монарха – неотъемлемая часть представлений и самой власти, и подданных о свойствах неограниченной власти.
А мы в этом средневековье прямо сейчас начинаем жить, и монарх наш уже принялся творить чудеса. Одним заклинанием превратить 70% жителей страны в средний класс – такое, знаете ли, не всякому магу под силу. А наш вот смог.
И спокойно объясняет в одной из последних серий тассовского ситкома Андрею Ванденко, что он лучше царя (не шутка, почитайте). И рассказывает, что главный источник информации для него – «настроения простых людей» (тоже не шутка). Как и положено мистическому правителю, он их, видимо, чувствует. Так что чудес еще будет много, готовьтесь. Французские короли лечили золотуху наложением рук. Наш, возможно, начнет лечить коронавирус.
Кстати, хочется очень, чтобы вторым в списке чудес оказалось как раз голосование за поправки. Пусть вот он мистически почувствует, что все и так их поддерживает, и не гонит стариков на участки. Стариков жалко.

P.S.

Десятки тысяч самых разных людей подписали открытое письмо против беззаконных поправок. В том числе – и очень заслуженных людей. Я, хоть и не заслуженный вовсе, подписал тоже. На верхних этажах пропаганды, где булькает Киселев и звенит Соловьев, его пока не заметили. А вот ближе к дну – настоящее бурление субстанций.
Газета «Завтра» опубликовала список подписантов, назвав его расстрельным. А сотрудники телеканала «Царьград» старательно подсчитали число еврейских фамилий в списке, и выдали на этот счет остроумный текст.
Ну, просто чтобы понятнее было, какие именно чудеса ждут нас внутри наступающей путинской вечности.
А сам наш не-царь пока занят делами самыми что ни на есть насущными: «Президент России Владимир Путин одобрил предложение направить легендарные танки времен Великой Отечественной войны Т-34 в города-герои, чтобы они могли участвовать в парадах Победы». Все в порядке, ситуация под контролем. Напрасно плакала в баре красавица, не о чем плакать.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Татьяна Рыбакова (Republic): Новая норма и ее последствия. Чем грозит привыкание к жизни в осажденной крепости

Republic: «Мы до обеда уже знали, что уедем». Портрет российской эмиграции-2022 на примере оказавшихся в Армении и Грузии

Republic: Третий путь русской интеллигенции: новая власть, новая оппозиция и новое общество